XI фестиваль «Устуу-Хурээ»: расставались с сожалением

С 5 по 7 июля 2009 года в городе Чадане (Республика Тыва) проходил XI Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Для участников и гостей фестиваля эти три дня промелькнули праздничным фейерверком. Приезд Sun Ra Archestra, костер дружбы, многочисленные живые выступления музыкантов и, самое главное, - живое общение между участниками и гостями в лагере фестиваля стали достоянием истории возрождения храмового комплекса Устуу-Хурээ. Когда фестиваль закончился, ощущалось, что все сожалеют о быстротечности праздника на лоне природы. Но, думается, трехдневный формат – то, что надо: и концерты прошли, и не успевают надоесть друг другу. Разъезжались нехотя, словно не спеша окунуться в свои городские, деловые проблемы. Гости еще и еще раз наказывали хозяевам не поддаваться искушению коммерциализации фестиваля, сохранять этнический дух и достроить храмовый комплекс, если понадобится, то и методом народной стройки, а те, кто побывал на фестивале, помогут в сборе средств и прочим.

«Сан Ра», Сат и «желтый джаз»
Конечно же, самыми ожидаемыми гостями были джазмены Sun Ra Archestra из Филадельфии. И они не обманули ожиданий, приехав в ночь второго дня фестиваля. Несмотря на возраст (а у «Сан Ра» есть музыканты, которым уже под семьдесят), едва успев перекусить с дороги, они приняли участие в импровизированном джем-сейшне с участниками фестиваля. Чернокожие музыканты прямо на сцене сейшна тепло поприветствовали Мергена Сата – своего давнего знакомца по первому приезду «Сан Ра» в Чадан. Сат работает в местном ДК и знаменит тем, что виртуозно подражает исполнителям афро-соула, аккомпанируя себе на баяне. Можно сказать, что ни один концерт в Дэун-Хемчикском районе республики не обходится без его участия: он также зажигательно исполняет частушки собственного сочинения, щедро приправленные шутками-прибаутками на тувинском и русском языках.
Музыканты Sun Ra Archestra, прежде чем влиться в состав, проходят жесточайший отбор среди исполнителей «черного джаза». Тем самым оркестр огражден от непрофессионалов и держится на верхушке всевозможных джазовых рейтингов на протяжении более полувека. Хэдлайнеры фестиваля и здесь не обманули ожиданий своих «старых знакомцев» - жителей Чадана и гостей, дав насыщеннейший, можно сказать, фантастический по звуку и содержанию концерт. Помимо того, что они с кажущейся легкостью играют в принципе неисполнимые для большинства джазменов вещи, умудряются еще при этом двигаться с присущей чернокожим пластикой, да еще руководитель оркестра Ноэль в буквальном смысле слова стоит на голове. А ему за 70 лет!
Ноэль, Элсон, да и остальные, кто приезжал на фестиваль 5 лет назад, отметили бурный прогресс в творчестве Духового оркестра Правительства РТ. Духовики, можно сказать, переняв манеру игры и движений «Сан Ра», пошли еще дальше, создав свою манеру, когда почти «на бегу» исполняются сложные музыкальные композиции, подкрепленные сильным голосом очаровательной певицы Софьи Кара-оол. Этим они два года назад «напрочь снесли башню» жюри международного конкурса «Джаз-найт над Енисеем» в Красноярске, тем самым безоговорочно завоевав Гран-при.
У них уже появляются поклонники, не говоря о Туве, в Абакане, Красноярске и т.д. Они давно являются как бы негласными хэдлайнерами всевозможных концертов, официальных мероприятий. Так было и в Чадане, где зрители с нетерпением ожидали появления «танцующих» духовиков, выступления которых проходили под восторженные крики «браво!», «бис!» и бурные аплодисменты. По словам «новообращенной» поклонницы Аятайхаан из Красноярска, она удивилась, что духовиков поставили завершать концерт первого дня фестиваля. По ее представлению, духовики будут сидеть на стульях и уныло дудеть в свои дудки, и перед их выходом на сцену она засобиралась к выходу со стадиона. Да не тут-то было! Оркестранты своим необычным выходом, ритмичными передвижениями по сцене, с первых аккордов навсегда сделали ее своей ярой поклонницей.
По словам «Санровцев», тувинские духовики могут органично заиграть джаз на хорошем уровне, но им не стоит следовать ни за «черным», ни за «белым «сахарным» джазом. Природа их щедро наградила талантом, а, приложив творческий труд, они могут вполне вытащить на свет, может быть, и «желтый джаз».
Кристина. Костры оборудованы пепельницами
Людей, побывавших в палаточно-юрточном городке фестиваля, всегда удивляет чистота, отсутствие гор мусора на территории лагеря, некоторые костры «оборудованы» даже пепельницами. Без преувеличения можно сказать, что это во многом заслуга Кристины. Она сама из Саратова, работает в геологических экспедициях экологом.
Стараниями Кристины и ее помощников - чадаанской детворы - во время фестиваля ведется неустанная борьба с мусором. Видя ее старания, остальные тоже стараются меньше сорить, не разбрасывать где попало бумажки и обертки. Ее желание – создать здесь экологическое движение, которое бы действовало не только во время фестиваля.
«Амыр-Санаа»: робингуды тувинского рок-н-рола
Многих, видимо, удивило, что одним из хэдлайнеров XI Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» стала группа «Амыр-Санаа». Но в последние год-два легендарная группа обрела второе дыхание. Весной с помощью красноярских друзей «Амыр-Санаа» выпустил диск. Диску сопутствует брошюрка с текстами песен на тувинском и русском языках и с яркими фотоиллюстрациями. На фестивале группа с блеском и не раз подтвердила свой статус, приобретенный годами. Зрители не хотели отпускать их со сцены, требуя исполнения ставших хитами песен. Но за отведенное группе время всех песен не перепеть.
От лидера группы Александра Саржат-оола, после выступлений на красноярских концертах нынешней весной и теплого приема в Чадане, по-видимому, стоит ожидать нового творческого подъема. Поэзия Александра, а именно как поэзию расценивает автор этого материала тексты песен, выделяется особняком на поле тувинской современной поэзии. В его, казалось бы, бесхитростных текстах невообразимым образом гармонируют народность, библейские истины и честность перед читателями и слушателями.
Его судьба сложилась самым колоритнейшим образом, можно написать о нем не одну книгу. В юности он отличался бесшабашным характером, я бы сказал, робингудовского склада. Будучи директором Арысканского (РТ, Улуг-Хемский район) сельского клуба собирал вокруг себя рок-н-рольщиков, играли на почти самодельных гитарах. А потом наступил этап игр в кошки-мышки с советской милицией – погони, преследования на автомашинах, а однажды дошло даже до перестрелки. Свои тексты и технику игры на гитаре ему пришлось оттачивать в местах не столь отдаленных. Может быть, отсюда своеобразность его стихов и необычная манера игры на гитаре.
В «Амыр-Санаа» на бас-гитаре играет Игорь Дулуш – автор идеи проведения фестиваля «Устуу-Хурээ», который, несмотря на неимоверные трудности и препоны вокруг проведения фестиваля, вот уже больше десятка лет тащит на себе непосильный груз. На ударных играет его сын Найыс. А четвертым инструментом, я не побоюсь так сказать, выступает уникальный голос Александра Саржат-оола. Может быть, только специалисты и могут объяснить, почему из горла одного человека может звучать как бы два голоса. Мера отпущенных свыше ему дарований такова, что даже не зная тувинского языка, люди слушают его песни, внимают ему.
Что ж, очень надеемся, что второе дыхание «Амыр-Санаа» (по тувински – узун тыныш - длинное дыхание) позволит наверстать многое в творчестве легендарной, народной группы.


Альберт Хомушку

Фото Ольга Сморжевская