Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

«За ними будущее Великой Степи»



http://plusinform.ru
Презентация альбома «Хартыга & Альберт Кувезин. Агитатор» состоялась в декабре. Вроде недавно, но уже в прошлом году. Просто сообщить о нем как-то поздно. Поэтому давайте поговорим о концерте в плане национального феномена музыки группы «Хартыга», тем более, что уже появились отзывы о ней в интернете.

Много или мало

В зале филармонии, где проходила презентация, было много людей, которые сразу бросались в глаза: не наши. Ну, то есть явно не из Тувы. Как оказалось, они и были не из Тувы. Это жители Абакана и Красноярского края приехали в Кызыл только для того, чтобы попасть на концерт…

Ну, а что? Когда мы едем за Саяны, например, в командировку, как правило пытаемся попасть в театр или на концерт знаменитых музыкантов. А эти люди приехали (и вовсе без командировочных) в Туву на концерт знаменитых музыкантов.

Только не говорите, что «Хартыга» еще не очень знаменита. Если вы так думаете, то это только вы так думаете. А насчет Кувезина, полагаю, сомнений ни у кого нет. 

Так вот, сначала показалось, что этих приезжих как-то слишком много. Но потом прочитала рецензии и другие материалы о «Хартыга». И теперь думаю, а почему приезжих было так мало? Они что, побоялись приехать в Туву зимой на своих машинах через перевал? Им что – безопасность важнее музыки? Конечно, это шутка. Но в каждой шутке – только доля шутки. Если бы зимние дороги были более надежны, если бы в Туву было добираться легко, быстро и удобно, то и концерты тувинских музыкантов собирали бы больше гостей из-за Саян.

И вот что о нас думают на разных языках

Не всегда можно точно указать автора цитаты. Материалы о тувинском роке и о «Хартыга» в частности настолько мощно представлены в интернете, что посты и перепосты перекрывают друг друга, автор цитаты теряется, разночтение и свое мнение приветствуется. А автоматический перевод с английского устраивает небольшой взрыв мозга. Но если взять не автоматический, а отредактированный перевод, то мы узнаем, что пишут: «Эту почти шаманскую магию творят пятеро музыкантов из Кызыла. Творят безо всякого пафоса и внешней психоделии, на самом высоком профессиональном уровне. Они действительно отменные музыканты с многолетним опытом выступлений в самых известных тувинских коллективах: от прославленного фольклорного ансамбля «Тыва» до харизматичного Духового оркестра правительства Республики Тува».

А еще о них пишут: «За ними будущее Великой Степи»; «Свежо звучит. Я постоянно слушаю тибетскую музыку. Корни общие».

Ну, давайте закрывать этот национальный вопрос, потому что большинство зрителей и дальше будут говорить о шаманизме, о психоделии, о  магнетическом голосе Начына Чореве или Альберта Кувезина.

Каждый слышит что-то свое, слушая музыку на неизвестном языке, вкладывает в нее свое значение, свои представления. Но абсолютно всем поклонникам рока, независимо от национальности, она нравится. Хотя если и не бомбу, то большой-большой сюрприз группа «Хартыга»  преподнесла своим зрителям: в альбом вложен лист с переводами песен. Теперь можно конкретно узнать, о чем поет «магнетический голос»: о механизаторах и агитаторах, о девушках Чаа-Холя и о природе Бора-Талым.

Всеволод Баронин

Всеволод Вячеславович Баронин, музыкальный журналист, обозреватель компании «МузТорг», до недавнего времени - заместитель главного редактора журнала «Music Box». Цитата длинная, но прочитать ее стоит: объективно, точно и профессионально.

«Hartyga счастливо избегает очевидных штампов в подобной музыке в первую очередь за счет необычности первоисточников – семь из девяти композиций «Агитатора» являются переработками фольклорного материала. Про горловое пение уже говорилось – и отрадно, что не только знатный гость, но и фронтмен группы Начын Чореве владеет им виртуозно. Примечательно, что вроде бы ничего особенного, с музыкальной точки зрения, в представленных здесь композициях нет, однако все они безотказно затягивают слушателя так, что освобождаться от их ауры и не хочется, и не очень-то возможно – даже несмотря на то, что умом понимаешь, что все номера тут не самые светлые по энергетике и уж точно в понятном смысле неполиткорректные; ничего общего с радостной, уж извините, до маразма европейской моделью World Music они не имеют вообще. Особенно показательны открывающие альбом номера «Чаа-хол» и «Аазаашкын», демонстрирующие настоящее шаманство во фьюжн-аранжировках с рядом аранжировочных ходов, напоминающих о Soft Machine и Pink Floyd – это настоящие ритуальные песни! И надо сразу оговориться, что в аранжировках материала у Hartyga немалый вес имеет не только горловое пение и настырные электрогитары, но и саксофон Сергека Сандыка, партии которого удивительно соответствуют необычным и действительно шаманским для нашего уха мелодическим и гармоническим решениям. Даже народные песни о реалиях социализма – «Чавыдак» и собственно «Агитатор» (первая – про ударника-механизатора на «комбайне ЧТЗ», а вторая – про колхозного агитатора) решены музыкантами как смесь фолка и фьюжна с джазовым битом, и на их фоне гипнотические и плотные по звучанию «Мегечи хам» и «Кокей-нойан», а также «Кынгырай-кон», решенная в радикальном хэви-фолке, не ощущаются таким уж откровением.

Еще немного взгляда со стороны

Вел программу сам Кувезин. И, конечно, было понятно, что многие комментарии были подготовлены для «засаянцев». То есть он говорил: когда мы выступаем там-то и там-то, зрители задают вопросы. Или: там-то и там-то порой удивляются…

Мы не «там-то и там-то». И мы знаем, что такое игил. За Саянами действительно зрители вздрагивают, когда слышат слово «игил». К слову «игил» полагается уточнение «запрещена в РФ», так как это – террористическая организация. Поэтому объявляя номера концерта со сцены Альберт Кувезин громко уточняет, что музыкальный инструмент игил абсолютно разрешен в Российской Федерации. Впрочем, сейчас нам можно не переживать за созвучие названия любимого музыкального инструмента и международной организации, потому, что сейчас она называется ИГ (ИГ запрещена в России).

А группе «Хартыга», кстати, не мешало бы определиться с ведущим. Потому что иногда Альберт Кувезин передавал слово Нычыну Чореве. А тот, после небольшой паузы, объявлял: «Песня про коня». Вероятно, что-то в организации концерта будет меняться. Хотя не факт! Люди ведь пришли музыку слушать. А уж про коня песня или про трактор  - кому надо, поймет.

Не будем танцевать об архитектуре

Говорить о музыке, все равно, что танцевать об архитектуре. Это уже почти крылатое выражение. Но ведь приходится!

Итак, состав группы:

1. Начын ЧОРЕВЕ (хоомей, вокал, игил, дошпулуур)

2. Найыс ДУЛУШ (ударные, перкуссия, темир-хомус)

3. Сергек САНДЫК (саксофон)

4. Ангыр-оол ОНДАР (бас – гитара)

И Альберт КУВЕЗИН, о котором Игорь Дулуш говорит: «Сила и мощь харизмы Альберта Кувезина беспредельны».

Все музыканты работают в филармонии, в составе симфонического оркестра и ТУВА ДЖАЗ БЭНД-а, кроме Альберта Кувезина. Представляя презентацию диска, в филармонии говорили: «Можно написать, что группа «Хартыга» - это этно-джаз-рок-группа. Для пиара это, наверно, даже правильно. Но это в корне неверно! Это наши тувинские ребята, наши тувинские музыканты Тувинской государственной филармонии, симфонического оркестра им. В. Токи, прошедшие школу фестиваля «Устуу-Хурээ». Те, которые каждый год выступали на фестивале, которые своими руками заливали бетон в храм «Устуу-Хурээ» в 2012 году и в 2012 году открыли храм. Они являются хэдлайнерами фестиваля «Устуу-Хурээ» и других фестивалей!»

С музыкой все ясно. А вот с текстами… Это ведь в основном народные песни. Некоторые ХХ века. Про агитатора, про трактор… Кому-нибудь приходило в голову сделать «смесь фолка и фьюжна с джазовым битом» на примере песни «Прокати нас, Петруша, на тракторе»? Кстати, именно композицию о тракторе Кувезин представил как: «Песня о тех, кто создавал государство». Думаю, подбор песен – очень смелое решение. Тут и песни Александра Саржат-оола с двойным и тройным подтекстом, И «Тулаа-Шынаа» - как гимн экологии и любви. Говорят, что в любой тувинской песне про коня, обязательно упоминается девушка. Или мама. В общем, какая-нибудь женщина упоминается или подразумевается. Только не в песне «Кынгыргай-кон». Да, песня про коня, но женского образа там нет. Вероятно, автор слов на кого-то сильно обиделся, вот и не присутствует женщина хотя бы «закадрово». А «Хартыга» из этой «обиды» сделала сильную песню.

Зрителям, не понимающим тувинского языка, легко. Можно просто слушать музыку, отдаваясь шаманской экзотике, магнетизму, гипнотизму и прочей психоделии. А вот тем, кто понимает язык, – гораздо сложнее. Это не просто эпатажная подборка музыкальных композиций. Это концептуальная, философская музыка. Это надо понять и почувствовать.

И не хотелось цитировать, но без этого не обойтись. Эти слова из песни – они ведь и про «Хартыга», верно?

«Как звезда по небу, быстро

Его конь над полем скачет.

Нам рассказывать о правде,

Едет смелый агитатор».

И. Качан