АМЫР-САНАА

Лидер группы Александр Саржат-оол - известный тувинский рок-музыкант, автор многих шлягеров, исполнитель собственных песен.
Еще с конца 70-х годов песни Саржат-оола стали популярными среди молодежи Тувы: «Чангыс дыттым» (Моя одинокая лиственница), «Кара аъттыг уруг» (Девушка на черном коне), «Ногаан теректер» (Зеленые тополя). Много песен написал  об афганской и чеченской войнах, среди них наиболее известные – «Кара тюльпан» (Черный тюльпан), «Айтырбанар» (Не спрашивайте). А песни «Аазаашкын» (Обещание), «Кызыл сылдыс» (Красная звезда), «Ачай» (Отец) и одноименная группе песня «Амыр – Санаа» (Амыр Санаа – легендарный герой, предводитель войска) сегодня составляют, можно сказать, золотой фонд рок-песен Тувы. Песни Саржат-оола цитируют заслуженные артисты Республики Тыва и Российской Федерации Конгар-оол Ондар, Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, Бады-Доржу Ондар, известный всему миру фолк-ансамбль «Чиргилчин», а также простой народ.

Имя Саржат-оола стало известным на рубеже 70-х-80-х годов, когда в тувинской культуре обнаруживается весь комплекс предпосылок для формирования настоящей рок-культуры: рядом с музыкантами и ансамблями, лояльными к существующим порядкам и пожинающими плоды общественного признания, например, ВИА «Аян», государственный ансамбль песни и танца «Саяны» и т.д.,  существовали музыканты и ансамбли, находящиеся в андеграунде и представляюшие альтернативу официозу. То, что сочиняет Саржат-оол и играют участники группы "Амыр-Санаа", можно назвать социальным роком. Это, пожалуй, первый настоящий рок–андеграунд в Туве. В текстах  Саржат-оола содержатся как и ярко выраженный протест против многих черт современной действительности, так и необычайная поэтическая лирика, так называемая рок-поэзия. Популярность песен, разнообразных по тематике – от юмористичных, посвященных недалеким пьяницам и жуликам, чиновникам, до глубоко лиричных, трагичных и даже патетических.
В музыкальном звучании композиций Саржат-оола можно отметить очень жёсткий, именно роковый саунд. Лаконичные риффы композиций, проникновенная интонация, рок-н-ролльная  игра, тексты композиций и, наконец, своеобразная манера пения придают Саржат-оолу особый шарм, особый почерк.
С 2000 года Саржат-оол становится постоянным участником Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», тем самым приобщаясь к возрождению духовности в республике и, конечно же, возрождению и развитию живого исполнительства на музыкальных инструментах. В последние годы группа «Амыр-Санаа» - почетный гость фестиваля: чтобы услышать и увидеть их выступление, музыканты из других регионов, городов  специально приезжают на фестиваль в г. Чадан, в Туву.
В Туве, наверное, нет человека, который бы не знал песен Саржат-оола. Его творчество можно в некоторой степени отождествить с творчеством Высоцкого как «народного певца».

Сайдана Хертек

21 января 2011 года, на 54 году жизни не стало Александра Саржат-оола. Песни Александра Саржат-оола исполняли и простые парни под гитару, и именитые музыканты Тувы , многие даже не знали кто автор этих песен. Это большая потеря для всех нас…